Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования!
Целью деятельности СППС учреждения образования является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окружении.
Основные задачи СППС:
организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально опасном положении;
содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в педагогическом коллективе учреждения образования, семьях обучающихся и их социальном окружении;
предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда здорового образа жизни;
повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения.
Принципы деятельности СППС:
-
приоритет прав и интересов обучающихся и воспитанников;
-
личностно-ориентированный подход;
-
гуманистический характер деятельности;
-
доступность;
-
конфиденциальность.
СППС учреждения образования в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:
-
содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;
-
социально-педагогическое и психологическое сопровождение талантливых обучающихся;
-
разработка и реализация комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи обучающимся;
-
организация работы по оказанию комплексной помощи обучающимся, находящимся в социально опасном положении и признанным нуждающимися в государственной защите, согласно межведомственным планам индивидуальной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (по их реабилитации и коррекции отклонений в психическом, личностном и социальном развитии);
-
психолого-педагогическое сопровождение процесса интегрированного (совместного) обучения;
-
участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина, профессионала;
-
осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни;
-
формирование у участников образовательного процесса потребности в психологических, педагогических, правовых знаниях и использовании их при создании условий для полноценного развития и самоопределения обучающихся на всех уровнях образования;
-
участие в мониторинге воспитания обучающихся;
-
участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодёжных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;
-
оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся;
-
изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы, участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, разработка методических материалов для участников образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, проблемам семьи, защиты и охраны детства.
Ведущие направления деятельности социально-педагогической и психологической службы
Направления |
Содержание |
Методическая деятельность |
Участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях различного уровня по проблемам воспитания и социализации учащейся молодежи. Формирование банка данных о достижениях социальной педагогики и научной и практической психологии, полученных результатов социологических и психологических исследований педагогов и учащихся. Повышение уровня профессиональной компетентности. Мониторинг идеологического сопровождения воспитательной работы Изучение мировоззрения, идейности, гражданственности и патриотизма, коллективизма, нравственности, готовности к семейной жизни. Проведение обучающих психологических семинаров для кураторов, педагогов и мастеров. |
Мониторинг идеологического сопровождения воспитательной работы |
Изучение мировоззрения, идейности, гражданственности и патриотизма, коллективизма, нравственности, готовности к семейной жизни. Проведение обучающих психологических семинаров для кураторов, педагогов и мастеров. |
Социальная защита и опека учащихся |
Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве. Защита прав и интересов учащихся в различных инстанциях (педсовет, совет профилактики, комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т.д.), обращая особое внимание на учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проведение индивидуальной работы с учащимися, оказавшимися в социально-опасном положении. Исследование социума учебного заведения и обеспечение социально-педагогической и психологической поддержки семьи учащихся. Изучение культурно-бытовых отношений учащихся в семье и условиях общежития с целью их оптимизации.Определение центров социально-культурных влияний на учащихся, референтных групп с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия. Выявление возможного воздействия асоциальных группировок, деструктивных организаций на личность учащегося. Определение морально-психологического фона учебного заведения с целью выявления его воздействия на личность и принятия мер по его совершенствованию. Организация круглых столов, семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогическим и психологическим проблемам. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, учащимися и родителями. |
Социально-психологическое просвещение. Повышение уровня психологической культуры педагогов, учащихся и родителей |
Ознакомление педагогического коллектива с законодательными актами, нормативными документами по проблемам защиты прав и интересов учащихся, организация их обсуждения. Содействие повышению уровня педагогической и психологической культуры педагогов и родителей. Социально-педагогическое и психологическое консультирование Организация и проведение индивидуальных консультаций учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проведение консультационной работы по запросам следственных органов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних. Консультирование педагогов, руководителей, родителей по социально-педагогическим и психологическим проблемам. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для учащихся по вопросам обучения, развития, самоопределения, личностного роста, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. |
Социально-психологическая профилактика |
Выявление и предупреждение фактов асоциального и деструктивного поведения учащихся, организация упреждающей и профилактической работы. Организация взаимодействия с правоохранительными службами. Пропаганда и популяризация ЗОЖ. Участие в педсоветах, педконсилиумах по вопросам психологического анализа поведения и развития учащихся. Развитие коммуникативных навыков педагогов, предупреждение и снятие психологической перегрузки и эмоционального выгорания. |
Психодиагностическая работа |
Психодиагностическая работа Диагностика индивидуальных особенностей адаптации учащихся к условиям учебно-профессиональной деятельности в учебном заведении. Изучение динамики межличностных отношений в учебных группах, социально-психологического климата и степени сплоченности в коллективе, мотивации учащихся. Проведение личностно-ориентированной психодиагностики учащихся. Выявление одаренных учащихся. Отслеживание динамики психологического состояния учащихся с особенностями психофизического развития. |
Психокоррекционная работа |
Организация и проведение адаптационных, социально-психологических тренингов среди учащихся и педагогов. Разработка и реализация групповых и индивидуальных психокоррекционных программ развития. Создание программ профессиональной и социальной адаптации учащихся с особенностями психофизического развития. |
Профориентация |
Изучение и развитие профессионально значимых качеств личности, проведение тренингов личностного и профессионального развития. Выработка рекомендаций по профессиональному и личностному росту выпускников. Осуществление профессионального прогнозирования и проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни. Проведение работы по профессиональному просвещению и консультированию поступающих в учебные заведения, участие в комиссиях по переводу обучаемых на последующие ступени обучения.
|
Нормативные правовые документы
- Закон Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 184-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "Об оказании психологической помощи"»
- Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
- Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Инструкция о порядке социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 сентября 2022 г. № 328)
- Инструкция о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи (утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь от 30 июля 2012 г. № 115/89)
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2022 г. № 490 «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022–2026 годы»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2022 г. № 221 «Об изменении постановлений Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 124 и от 27 ноября 2017 г. № 145»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 ноября 2021 г. №238 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 146»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 апреля 2018 г. № 20 «О типовых штатах и нормативах численности работников социально-педагогических центров»
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2018 г. № 961 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении»
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2021 г. № 493 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 7/5/13 «Об утверждении Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 января 2019 г. № 14 «О признании утратившими силу постановлений Министерства образования Республики Беларусь»
Инструктивно-методическое письмо
- Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году»
- Приложение 1. Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат
- Приложение 2. Предложения по тематике проведения единых уроков, посвященных памятным событиям, государственным праздникам и знаменательным датам в истории Республики Беларусь в 2022/2023 учебном году
- Приложение 3. Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогической поддержки учащихся и оказанию им психологической помощи в учреждениях общего среднего образования
- Приложение 4. Методические рекомендации по педагогической поддержке организации деятельности ОО «БРПО» в 2022/2023 учебном году
- Приложение 5. Методические рекомендации по организации в учреждении образования работы по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся
Інструктыўна-метадычнае пісьмо
- Інструктыўна-метадычнае пісьмо «Асаблівасці арганізацыі сацыяльнай, выхаваўчай і ідэалагічнай работы ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі ў 2022/2023 навучальным годзе»
- Дадатак 1. Каляндар дзяржаўных свят, святочных дзён, памятных і святочных дат
- Дадатак 2. Прапановы па тэматыцы правядзення адзіных урокаў, прысвечаных памятным падзеям, дзяржаўным святам і знамянальным датам у гісторыі Рэспублікі Беларусь у 2022/2023 навучальным годзе
- Дадатак 3. Метадычныя рэкамендацыі па забеспячэнні сацыяльна-педагагічнай падтрымкі вучняў і аказанні ім псіхалагічнай дапамогі ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі
- Дадатак 4. Метадычныя рэкамендацыі па педагагічнай падтрымцы арганізацыі дзейнасці ГА «БРПА» ў 2022/2023 навучальным годзе
- Дадатак 5. Метадычныя рэкамендацыі па арганізацыі ва ўстанове адукацыі работы па прафілактыцы суіцыданебяспечных паводзін навучэнцаў
Методические рекомендации
- Методические рекомендации для специалистов социально-педагогической и психологической службы, воспитателей специальных учебно-воспитательных и специальных лечебно-воспитательных учреждений по организации коррекционной работы и социально-педагогической поддержке несовершеннолетних, имеющих проблемы поведенческого характера, а также их семей
- Методические рекомендации по организации деятельности педагогов-психологов учреждений общего среднего образования по психологическому сопровождению процесса адаптации к обучению в школе обучающихся I класса
- Методические рекомендации по организации деятельности педагогов-психологов учреждений общего среднего образования по психологическому сопровождению процесса адаптации к обучению в школе обучающихся V класса
- Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении
- Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования
- Методические рекомендации по организации в учреждении образования работы по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся (приложение 5 к Инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году»)
- Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством»
- Методические рекомендации по подготовке запрашиваемых судами документов и участию представителей органов опеки и попечительства в судебных спорах, затрагивающих интересы детей
- Методические рекомендации для педагогических работников государственных учреждений образования, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на государственном обеспечении, по защите их прав и законных интересов
- Комплекс мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения
- Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
- Методические рекомендации по проведению психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления психоактивных веществ
Учебно-методическая литература
- Перечень новой учебно-методической литературы по воспитательной работе для учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи, изданной к 2022/2023 учебному году
- Перечень учебно-методической литературы по воспитательной работе для учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи к 2022/2023 учебному году
- Организация школьной службы медиации : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Е. И. Луговцова, Ю. Н. Егорова. Минск : Национальный институт образования, 2017. 200 с.
- Электронное учебно-методическое пособие «Профилактика зависимого поведения» (автор В. А. Хриптович, объем 658 МБ)
- Психологическая диагностика адаптации детей и родителей к усыновлению: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных социально-педагогических учреждений, специалистов органов охраны детства управлений (отделов) образования, спорта и туризма / Ю. Ф. Лахвич, О. С. Головнёва. Минск : Национальный институт образования, 2015. 464 с.
- Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / М. Е. Минова. Минск : Национальный институт образования, 2018. 240 с.
- Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т. В. Ничишина. Минск : Национальный институт образования, 2018. 248 с.